сайт музыкального руководителя Миновской Валентины Петровны
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 9146.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Валентина Миновская (УИ №355152, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Танцевальные игры<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" /> Игра "Танцуем сидя" Это" игра-повторялка" (или "зеркальный танец"). Дети садятся на стулья, расположенные полукругом. Ведущий сидит в центре зала и показывает разные движения для всех частей тела, давая установку: -"смотрим по сторонам" (упражнения для головы) _"удивляемся" (упражнения для плеч) -"ловим комара" (хлопок под коленом) -"притаптываем землю" (ПРИТОПЫ) Игра проводится обычно в начале занятия и является частью ритмической гимнастики Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять напряжение в группе и настроить на работу. Музыка: любая ритмичная , темп средний.
· Игра "Трансформер"
Игра "Трансформер" Ведущий дает команды: -построиться в колонну, шеренгу, диагональ; -сделать круг ( плотный, широкий), два круга, 3 круга; -сделать круг в круге; -встать по парам, тройкам и т.д. Таким образом, группа "трасформируется", принимая различные фигуры и положения. При этом можно усложнить задание и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, кошачьим шагом, другими танцевальными движениями. Цель: побудить участников к взаимодействию и взаимопониманию, развивать чувство ориентации в пространстве. Музыка: ритмичная.
Игра "Цепочка" Дети становятся в колонну и двигаются змейкой. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает разные формы: руки на плечи, на пояс, за руки и т.д. Цель: исследовать возможность вхождения в контакт и взаимодействие в группе. Музыка: любая ритмичная, темп умеренный.
Игра "Стоп кадр" Дети располагаются по всему залу в хаотичном порядке и исполняют танцевальную ходьбу на месте. По сигналу ведущего (хлопок в ладоши или свисток) останавливаются и замирают: -1-- в разных позах (скульптура); -2-- с улыбкой на лице. Игру можно провести как " конкурс скульптур" и "конкурс улыбок". Цель: снять внутренний зажим, помочь самоосознанию и самопониманию, а также высвобождению чувств. Музыка: : веселая зажигательная, темп быстрый.
Игра "Ищем друга" Дети двигаются по всей комнате, приветствуя друг друга кивком головы. Музыка обрывается-- каждый должен найти себе пару и поздороваться рукопожатием. Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт; развивать чувство быстрой реакции. Музыка: любая ритмичная, темп быстрый.
Игра "Танцуют все" Дети стоят полукругом. Ведущий дает задание: "танцует правая нога", "танцует левая рука", "танцует голова" и т.д. Дети импровизируют. По команде "танцуют все"-- в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза). Ведущий может сочетать объяснение с показом. Игра проводится в начале занятия, может быть частью ритмической гимнастики. Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять мышечные зажимы, создать настрой на работу. Музыка: любая ритмичная, темп средний. Главной проблемой над которой я работаю- это формирование у детей предпосылок танцевального творчества. Человек научился выражать свои чувства при помощи танца раньше, чем словами. В далёком прошлом танец играл важную роль в жизни человека и был тесно связан с его бытом. Передавая впечатления от окружающего мира при помощи разнообразных движений и жестов, он стремился вложить в них своё настроение и душевное состояние: радость, гнев, сострадание, уважение. В межаттестационный период мною был изучен опыт педагогов города, области. Свою работу я продалжаю по проблеме " Развитие музыкально-двигательного творчества." Для этого я обратилась к исследованиям известных педагогов: Л. Венгер, Б. Теплова, Л. Выготского, Р.Чумичевой, Н. Корчаловской. Изучила современные подходы к музыкально-эстетическому развитию детей, прослушала КПК по проблеме "Проектирование музыкальной и коррекционной деятельности в ДОУ" и поставила перед собой следующие задачи : -развитие эмоциональной отзывчивости; -воспитание эстетического вкуса -развитие индивидуальных способностей. Это помогло мне систематизировать мои знания, структурировать работу, разработать дальнейшую перспективу. В своей работе я использую следующие программы: "Детство" Васильевой, К. Тарасовой "Гармония", Н. Сорокиной "Театр- творчество- дети", а также технологии : Р.М. Чумичевой "Ребёнок в социуме", Н. Корчаловской "Новые подходы к планированию музыкальной деятельности в дошкольных учреждениях". В своей работе я активно использую " Метод музыкального движения". Особый интерес к этому методу связан с задачей развития творческих способностей. Большое внимание этому объясняется тем, что музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве, а также тем, что его содержание сегодня стало принципиально иным " Программа Гармония". Эти изменения возникли благодаря появлению в дошкольной музыкальной педагогике и практике музыкального воспитания уникального направления, идущего от Айседоры Дункан, М.Грэхэм, М. Вигман и назвал его в отечественной модификации - методом музыкального движения. Этот метод оказался мне очень близким и абсолютно эффективным, полностью соответствующим задачам музыкального, музыкально-двигательного и творческого развития детей дошкольного возраста. Мой опыт подтверждает , что именно в музыкальной деятельности у детей возникают наиболее сильные эмоциональные реакции: радость, удовольствие, а яркие эмоции - важнейшее условие формирования творчества. "Музыкальное движение" в узком значении - это специальный метод, в основе которого лежит творческое выражение образа музыкального произведения в пантомимических движениях тела. Переживание радости движения, осознание движения, придание ему смысла и эмоции - основа метода. Исходя из собственного многолетнего опыта я пришла к выводу, что сам по себе танец - это уже развитие ( эмоциональное, творческое, физическое). В ходе деятельности я изучила опыт работы мрогих практиков - М. Уайтхаус, Н.Оганесян, Т. Шкурко. Включая в занятия танцевальные игры. упражнения на импровизацию для развития образного мышления. снятия напряжения и усталости в группе, я заметила, поразительные результаты: раскрепощённость, свобода и выразительность движений, столь желанные. но практически редко достигаемые в условиях традиционных занятий в детском саду, проявились без муштры и многократных повторений. Это объясняется тем, что язык танца дает естественность движений, становится близким и понятным. Музыкальность исполнения любых движений достигается мною благодаря накопившемуся у детей опыту соотношения движения с характером музыки. Этот опыт дети приобретают в результате освоения основных движений: шага, бега, прыжков, выполняемых на музыку разного характера : решительный и чеканный шаг под музыку" Военного марша" Ф. Шуберта, лёгкий "игрушечный" шаг под "Марш деревянных игрушек" П. Чайковского, весёлый шаг под любую детскую песню маршеобразного характера "Физкульт, ура!" Чичкова. Музыкальность исполнения я связываю с тем, что само движение является уникальным способом анализа музыки, её формы и эмоционального содержания. Благодаря этому у детей гармонично развивается вся система музыкальных способностей, прежде всего эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальное мышление и чувство ритма. В результате проведенной работы изменилось качество движений, которые приобрели дети: это осознанность, понимание смысла семантики движений, которое лежит в основе музыкально-двигательного творчества. Оно формируется главным образом во второй части метода, которая состоит из коротких образных этюдов, поставленных и доступных детям по содержанию и исполнению Если это цветок, который растет, а потом увядает, то и все тело, голова и руки ребенка постепенно, радостно поднимаются вверх, к солнцу, раскрывается ему на встречу, потом грустно опускаются, никнут, клонятся к земле . Естественность и простота движений в этих этюдах, их жизненная правдивость и выразительность, а ряде случаев близость к игре делают их доступными и интересными детям. Для ребенка до пяти лет игра является основным способом познания мира. К.Д.Ушинский писал" Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще". В период становления физиологических и психических функций организма игра для детей является наиболее естественной и приемлемой возможностью общения и развития. Ограниченность выразительных возможностей речи в этом возрасте отражается в спонтанности и открытости чувств и действий. В процессе игры развивается детское мышление, формируется взгляд на мир и отношение к окружающим объектам. Игра приносит определенный опыт ребенку, более эффективный и значимый, чем простое объяснение или поучение. Кроме того игра является частью национальной культуры многих народов, развивает творческие способности и фантазию. Для развития танцевального творчества я использую танцевальную игру, основная цель которой вовлечение детей в творческий опыт строящихся взаимоотношений. Танцевальная игра - это : игра + танцевальная импровизация + предлагаемые обстоятельства. Предлагаемые обстоятельства - это " вымыслы, дополняющие создаваемую душевную жизнь роли" (К. Станиславский) Любое упражнение на занятиях я стараюсь провести в форме игры. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжение чувств, музыка помогает выражению радости движения. Танцевальные игры в системе развития танцевального творчества строится на основе пробуждения и воспитания добрых качеств. Вызывая положительные эмоции, они являются серьезным делом, так как открывают возможность обращения к внутренним ресурсам , т.е. внутреннему развитию. Танцевальная игра помогает: - снять напряжение; - выплеснуть энергию; -переработать свою агрессию и страх; -осознать себя в предлагаемых обстоятельствах; -проиграть свои внешние и внутренние ощущения; -пробудить положительные эмоции. С другой стороны развивает: -коммуникативные качества; -проявление инициативы; -умение логически мыслить; -фантазию и воображение; -творческие способности. В результате проведенной работы я сделала вывод, что танцевальная игра способствует раскрытию личности, погружает в мир образов и чувств, движения несут символическую форму повествования, Предлагаемые обстоятельства помогают проиграть свои внешние и внутренние ощущения, развить эстетические чувства, получить сенсорное удовлетворение и радость от ощущения собственного тела. Всё это способствует установлению в организме ритмического развития, танцевального творчества и энергетической гармонии. При создании благополучной располагающей обстановки в процессе танцевальной игры раскрывается природный талант. В результате возникает ощущение праздника от испытанных положительных эмоций. Я разделила все танцевальные игры на две части: 1.Игры, в которых я четко формирую задачи или сама показываю, что нужно делать, а дети "отзеркаливают" мои движения: -ритмические игры; -"игры- повторялки"; -игры на перестроения в пространстве; -игры на понимание движенческих контрастов ( быстрый- медленный, большой- маленький). 2. Игры, построенные на импровизации, в которых я только объясняю условия игры и даю необходимые инструкции: -импровизация на заданную тему ( "танец ветра", "танец бабочки", и др.); -импровизация с предметом ( с цветком, шарфом, веером, куклой, со шляпой и т.д.); -импровизация на заданные действия и смену предлагаемых обстоятельств (например " знакомимся", "летим" и т. д.) -контактные импровизации( в паре, группе); -упражнения на релаксацию. Танцевальные игры первого раздела в основном носят подготовительную функцию и призваны разогреть тело, открыть его для движения, а также разбудить эмоции. Важнейшим результатом этих занятий явилось формирование у детей творческого начала как важнейшего качества личности. Интересным результатом работы по этому методу стало также то, что дети всегда оказывались очень хорошо подготовленными к музыкальной игре-драматизации и в музыкальном и в актерском плане. Иногда я предлагаю детям ряд специальных этюдов к тому или иному музыкальному спектаклю. Во всех случаях спектакль становится гораздо более живым и выразительным и время его подготовки значительно сокращается. Таким образом я пришла к выводу, что "Метод музыкального движения" в работе с детьми приносит удивительные плоды. Для развития индивидуальных творческих способностей детей мною организован танцевальный кружок, где я продолжаю работу с одаренными детьми. На музыкальных занятиях и в кружке я использую современные методы и приемы: -метод организации коллективного творчества; -создание благоприятного психологического климата; -использование элементов логоритмики; -двигательные импровизации; -рисование контрастных настроений; -игровой прием " Я- дирижер"; -самостоятельный поиск образов через ритм. Для создания необходимого эмоционального настроения использую произведения живописи и музыки, выразительное слово, поощрения. В индивидуальной работе с детьми создаю атмосферу радости, обеспечиваю право ребенка на собственное мнение, на выдумку, шутку, игру.
22 июля 2015 в 12:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.