сайт музыкального руководителя Миновской Валентины Петровны

Танцевальные игры

                     <?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

                Игра  "Танцуем  сидя"

Это"  игра-повторялка"  (или "зеркальный  танец").

Дети  садятся  на  стулья,  расположенные  полукругом. Ведущий  сидит  в  центре  зала  и  показывает  разные  движения  для  всех  частей  тела,  давая  установку:

-"смотрим  по  сторонам" (упражнения  для головы)

_"удивляемся"  (упражнения  для  плеч)

-"ловим  комара" (хлопок  под  коленом)

-"притаптываем  землю" (ПРИТОПЫ) 

Игра проводится  обычно в  начале  занятия  и  является  частью  ритмической  гимнастики

   Цель: разогреть  тело,  разбудить  эмоции;  снять  напряжение  в  группе  и настроить  на  работу.

     Музыка:  любая  ритмичная ,  темп  средний.

 

 

·         Игра  "Трансформер"

 

       Игра  "Трансформер"

Ведущий  дает команды:

-построиться  в  колонну,  шеренгу,  диагональ;

-сделать  круг ( плотный, широкий), два круга, 3 круга;

-сделать  круг  в  круге;

-встать  по  парам,  тройкам  и  т.д.

Таким  образом,  группа  "трасформируется", принимая  различные  фигуры  и  положения.  При  этом  можно  усложнить  задание  и  перестраиваться  маршем,  подскоками,  прыжками,  кошачьим  шагом, другими  танцевальными  движениями.

     Цель: побудить  участников  к  взаимодействию  и  взаимопониманию,  развивать  чувство  ориентации  в  пространстве.

       Музыка: ритмичная.

 

              Игра   "Цепочка"

Дети  становятся  в  колонну  и  двигаются  змейкой.  Их  руки  находятся  в  постоянном  сцеплении,  которое  по  команде  ведущего  принимает  разные  формы:  руки  на  плечи,  на  пояс, за руки  и  т.д.

      Цель:  исследовать  возможность  вхождения  в  контакт  и  взаимодействие  в  группе.

       Музыка:  любая  ритмичная,  темп  умеренный.

 

         Игра  "Стоп  кадр"

Дети располагаются  по  всему  залу в  хаотичном  порядке и исполняют  танцевальную  ходьбу  на  месте. По  сигналу   ведущего  (хлопок  в ладоши  или  свисток)  останавливаются  и  замирают:

-1-- в  разных  позах  (скульптура);

-2--  с  улыбкой  на  лице.

Игру  можно  провести  как " конкурс  скульптур" и  "конкурс  улыбок".

       Цель: снять  внутренний  зажим, помочь  самоосознанию  и  самопониманию,  а также высвобождению  чувств.

        Музыка:  : веселая  зажигательная, темп  быстрый. 

 

            Игра  "Ищем  друга"

 Дети  двигаются  по  всей  комнате, приветствуя  друг  друга  кивком  головы.  Музыка  обрывается-- каждый  должен  найти  себе  пару  и  поздороваться  рукопожатием.

         Цель: исследовать  взаимное  принятие  друг  друга  и  вхождение  в  контакт;  развивать  чувство  быстрой  реакции.

         Музыка: любая  ритмичная,  темп  быстрый.

 

       Игра   "Танцуют  все"

Дети  стоят  полукругом.  Ведущий  дает  задание:  "танцует правая нога",  "танцует  левая  рука",  "танцует  голова"  и  т.д.  Дети  импровизируют.  По  команде  "танцуют  все"-- в  работу  включаются  все  части   тела (повторяется  3-4 раза).  Ведущий  может  сочетать  объяснение  с  показом.

    Игра  проводится  в  начале  занятия,  может  быть  частью  ритмической  гимнастики.

      Цель: разогреть  тело,  разбудить  эмоции;  снять  мышечные  зажимы,  создать  настрой  на  работу.

      Музыка: любая  ритмичная,  темп  средний.

Главной проблемой над которой я работаю- это формирование у детей предпосылок танцевального творчества.

 Человек научился  выражать  свои  чувства при помощи танца  раньше, чем словами. В далёком прошлом танец играл важную роль в жизни человека и был тесно связан с его бытом. Передавая впечатления от окружающего мира при помощи разнообразных движений и жестов, он стремился вложить в них своё настроение и душевное состояние: радость, гнев, сострадание, уважение.

            В межаттестационный период мною был изучен опыт педагогов города, области. Свою работу я продалжаю по проблеме " Развитие музыкально-двигательного творчества." Для этого я обратилась к исследованиям известных педагогов: Л. Венгер, Б. Теплова, Л. Выготского, Р.Чумичевой, Н. Корчаловской. Изучила современные подходы к музыкально-эстетическому развитию детей, прослушала КПК по проблеме "Проектирование музыкальной и коррекционной деятельности в ДОУ" и поставила перед собой следующие задачи :

        -развитие эмоциональной отзывчивости;

        -воспитание эстетического вкуса

        -развитие индивидуальных способностей.

Это помогло мне систематизировать мои знания, структурировать работу, разработать дальнейшую перспективу. В своей работе я использую следующие программы:  "Детство" Васильевой, К. Тарасовой "Гармония", Н. Сорокиной "Театр- творчество- дети", а также технологии : Р.М. Чумичевой "Ребёнок в социуме", Н. Корчаловской "Новые подходы к планированию музыкальной деятельности в дошкольных учреждениях".

         В своей работе я активно использую " Метод музыкального движения". Особый интерес к этому методу связан с задачей развития  творческих способностей. Большое внимание этому объясняется тем, что музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве, а также тем, что его содержание сегодня стало принципиально иным " Программа Гармония". Эти изменения возникли благодаря появлению в дошкольной музыкальной педагогике и практике музыкального воспитания уникального направления, идущего от Айседоры Дункан, М.Грэхэм, М. Вигман и назвал его в отечественной модификации - методом музыкального движения. Этот метод оказался мне очень близким и абсолютно эффективным, полностью соответствующим задачам музыкального, музыкально-двигательного и творческого развития детей дошкольного возраста.

              Мой опыт подтверждает , что именно в музыкальной деятельности у детей возникают наиболее сильные эмоциональные реакции: радость, удовольствие, а яркие эмоции - важнейшее условие формирования творчества. "Музыкальное движение" в узком значении - это специальный метод, в основе которого лежит творческое выражение образа музыкального произведения в пантомимических движениях тела.

             Переживание радости движения, осознание движения, придание ему смысла и эмоции - основа метода. Исходя из собственного многолетнего опыта я пришла к выводу, что сам по себе танец - это уже развитие ( эмоциональное, творческое, физическое).

               В ходе деятельности я изучила опыт работы мрогих практиков - М. Уайтхаус, Н.Оганесян, Т. Шкурко. Включая в занятия танцевальные игры. упражнения на импровизацию для развития образного мышления. снятия напряжения и усталости в группе, я заметила, поразительные результаты: раскрепощённость, свобода и выразительность движений, столь желанные. но практически редко достигаемые в условиях традиционных занятий в детском саду, проявились без муштры и многократных повторений. Это объясняется тем, что язык танца дает естественность движений, становится близким и понятным.

             Музыкальность исполнения любых движений достигается мною благодаря накопившемуся у детей опыту соотношения движения с характером музыки. Этот опыт дети приобретают в результате освоения основных движений: шага, бега, прыжков, выполняемых на музыку разного характера : решительный и чеканный шаг под музыку" Военного марша" Ф. Шуберта, лёгкий "игрушечный" шаг под "Марш деревянных игрушек" П. Чайковского, весёлый шаг под любую детскую песню маршеобразного характера "Физкульт, ура!" Чичкова.

         Музыкальность исполнения я связываю с тем, что само движение является уникальным способом анализа музыки, её формы и эмоционального содержания. Благодаря этому у детей гармонично развивается вся система музыкальных способностей,  прежде всего эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальное мышление и чувство ритма.

            В результате проведенной работы изменилось качество движений, которые приобрели дети: это осознанность, понимание смысла семантики движений, которое лежит в основе музыкально-двигательного творчества. Оно формируется главным образом во второй части метода, которая состоит из коротких образных этюдов, поставленных и доступных детям по содержанию и исполнению Если это цветок, который растет, а потом увядает, то и все тело, голова и руки ребенка постепенно, радостно поднимаются вверх, к солнцу, раскрывается ему на встречу, потом грустно опускаются, никнут, клонятся к земле . Естественность и простота движений в этих этюдах, их жизненная правдивость и выразительность, а ряде случаев близость к игре делают их доступными и интересными детям.

       Для ребенка до пяти лет игра является основным способом познания мира. К.Д.Ушинский писал" Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще". В период становления физиологических и психических функций организма игра для детей является наиболее естественной и приемлемой возможностью общения и развития. Ограниченность выразительных возможностей речи в этом возрасте   отражается в спонтанности и открытости чувств и действий. В процессе игры развивается детское мышление, формируется взгляд на мир и отношение к окружающим объектам. Игра приносит определенный опыт ребенку, более эффективный и значимый, чем простое объяснение или поучение. Кроме того игра является частью национальной культуры многих народов, развивает творческие способности и фантазию.

         Для развития танцевального творчества я использую танцевальную игру, основная цель которой вовлечение детей в творческий опыт строящихся взаимоотношений.

         Танцевальная игра - это :

игра + танцевальная импровизация + предлагаемые обстоятельства.

    Предлагаемые обстоятельства - это " вымыслы, дополняющие создаваемую душевную жизнь роли"

                                                               (К. Станиславский)

Любое упражнение на занятиях я стараюсь провести в форме игры. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжение чувств, музыка помогает выражению радости движения.

    Танцевальные игры в системе развития танцевального творчества строится на основе пробуждения и воспитания добрых качеств. Вызывая положительные эмоции, они являются серьезным делом, так как открывают возможность обращения к внутренним ресурсам , т.е. внутреннему развитию.

Танцевальная игра помогает:

- снять напряжение;

- выплеснуть энергию;

-переработать свою агрессию и страх;

-осознать себя в предлагаемых обстоятельствах;

-проиграть свои внешние и внутренние ощущения;

-пробудить положительные эмоции.

С другой стороны развивает:

-коммуникативные качества;

-проявление инициативы;

-умение логически мыслить;

-фантазию и воображение;

-творческие способности.

     В результате проведенной работы я сделала вывод, что танцевальная игра способствует раскрытию личности, погружает в мир образов и чувств, движения несут символическую форму повествования, Предлагаемые обстоятельства помогают проиграть свои внешние и внутренние ощущения, развить эстетические чувства, получить сенсорное удовлетворение и радость от ощущения собственного тела. Всё это способствует установлению в организме ритмического развития, танцевального творчества и энергетической гармонии.

      При создании благополучной располагающей обстановки в процессе танцевальной игры раскрывается природный талант.

В результате возникает ощущение праздника от испытанных положительных эмоций.

      Я разделила все танцевальные игры на две части:

1.Игры, в которых я четко формирую задачи или сама показываю, что нужно делать, а дети "отзеркаливают" мои движения:

-ритмические игры;

-"игры- повторялки";

-игры на перестроения в пространстве;

-игры на понимание движенческих контрастов ( быстрый- медленный, большой- маленький).

2. Игры, построенные на импровизации, в которых я только объясняю условия игры и даю необходимые инструкции:

-импровизация на заданную тему ( "танец ветра", "танец бабочки", и др.);

-импровизация с предметом ( с цветком, шарфом, веером, куклой, со шляпой и т.д.);

-импровизация на заданные действия и смену предлагаемых обстоятельств (например " знакомимся", "летим" и т. д.)

-контактные импровизации( в паре, группе);

-упражнения на релаксацию.

          Танцевальные игры первого раздела в основном носят подготовительную функцию и призваны разогреть тело, открыть его для движения, а также разбудить эмоции.

         Важнейшим результатом этих занятий явилось формирование у детей творческого начала как важнейшего качества личности. Интересным результатом работы по этому методу стало также то, что дети всегда оказывались очень хорошо подготовленными к музыкальной игре-драматизации и в музыкальном и в актерском плане. Иногда я предлагаю детям ряд специальных  этюдов к тому или иному музыкальному спектаклю. Во всех случаях спектакль становится гораздо более живым и выразительным и время его подготовки значительно сокращается.

          Таким образом я пришла к выводу, что "Метод музыкального движения" в работе с детьми приносит удивительные плоды. Для развития индивидуальных творческих способностей детей мною организован танцевальный кружок, где я продолжаю работу с одаренными детьми.

              На музыкальных занятиях и в кружке я использую современные методы и приемы:

-метод организации коллективного творчества;

-создание благоприятного психологического климата;

-использование элементов логоритмики;

-двигательные импровизации;

-рисование контрастных настроений;

-игровой прием " Я- дирижер";

-самостоятельный поиск образов через ритм.

      Для создания необходимого эмоционального настроения использую произведения живописи и музыки, выразительное слово, поощрения.

          В индивидуальной работе с детьми создаю атмосферу радости, обеспечиваю право ребенка на собственное мнение, на выдумку, шутку, игру.

 

 

 

   

 

 

 

22 июля 2015 в 12:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.