В играх - двигательных импровизациях развивается выразительность невербальных средств общения: жестов, пантомимики, мимики, интонации. Эффективность общения в большой степени зависит от его эмоционально-выразительной стороны. Проведенные психологические исследования говорят о том, что слова занимают в общении лишь 7 процентов, на интонацию речи приходится 38 процентов, на жесты, мимику, моторику человеческого тела - 55 процентов.
Невербальное общение связано с деятельностью правого полушария головного мозга человека. Правое полушарие, отвечающее за целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, эмоциональный фон и интуицию, предрасположено к синтезу. Оно создает возможность одномоментного "схватывания" взаимосвязи различных свойств объекта, позволяет увидеть его сразу в нескольких смысловых плоскостях. Импульсы, возникающие в правом полушарии, реализуются через сокращения или расслабления различных групп мышц (в том числе и мышц голосовых связок). Таким образом, наши жесты, интонации, мимика - телесное, наглядное проявление эмоций и мыслей, часто более настоящие, чем произносимые слова. Они создают яркий личностный образ, свидетельствуют о самочувствии человека, его искренности в общении.
Невербальные формы поведения: жесты, мимика, интонации - исторически предшествовали появлению речи, они менее контролируемы интеллектом. Освоить их можно только практически, в живом действии. Особенно важен опыт адекватного и выразительного проявления эмоций, приобретенный в детстве. Музыкальные двигательные игры-импровизации являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении.
Проблема развития навыков общения у ребенка - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Любопытно, что еще лет десять назад об этой проблеме никто и не упоминал. Сегодня заголовки педагогических журналов пестрят названиями с подобной тематикой. И дело здесь не только в новых педагогических тенденциях.
Отечественной психологией и педагогикой признано, что сферой социального творчества ребенка, в которой закладываются основы его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми. Именно в совместных играх дети старшего дошкольного возраста овладевают навыками индивидуальных и коллективных действий, умением принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру, то есть приобретают фундаментальные установки, определяющие в дальнейшем их судьбу, возможность самореализации и успешности в жизни.
Серьезной проблемой в условиях современного города является постепенная потеря традиций совместной детской игры. Усиливающаяся в последние годы криминогенная обстановка, недоступная для многих плата за детские сады и оздоровительные детские лагеря сокращают до минимума возможности детей в совместных играх. Все это усугубляется заполнением жизни детей общением с аудио- и видеотехникой. Современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша, дезорганизуют их в границах дозволенного и недозволенного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой и, таким образом, имеют асоциальную направленность. "Домашние" дети, приходящие в садик непосредственно перед школой, часто не умеют общаться друг с другом. Это новая проблема, появившаяся сравнительно недавно в психологии периода детства.
Музыка тесно связана с моторно-мышечными ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно, музыкальная игровая деятельность может быть направлена на развитие социальных качеств детей. Игровой потенциал музыкальной деятельности может быть использован для развития навыков невербального общения между детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.
Так, в качестве своеобразных тренингов-упражнений по развитию навыков общения у детей можно рассматривать народные танцы. В фольклорной традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. Поэтому рисунок народного танца всегда наполнен глубоким смыслом, прочными нитями связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей. В фигурах народного танца запечатлена особая пластика, свойственная национальному характеру, а главное, определенные модели поведения, способы выражения эмоций в рамках принятых в культуре народа норм.
Движения и фигуры в народных танцах, представленных в программах по ритмике для детей, очень простые, несложные для запоминания. В основе танцевальных сюжетов - образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. В таких танцах часто есть игровые сюжеты, что, во-первых, облегчает их запоминание, а во-вторых, способствует выработке выразительных движений, соответствующих определенным эмоциональным состояниям. Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.
Многие детские фольклорные игры построены на тактильных ощущениях. Игровые ситуации помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов в регуляции собственного эмоционального состояния и в налаживании доброжелательных отношений с окружающими.
Ярким примером такого рода является детский танец "Лавата" (в свое время очень популярная игра-танец в пионерских лагерях).
В припеве дети ходят по кругу взявшись за руки и напевают:
Дружно танцуем мы - тра-та-та, тра-та-та -
Танец веселый наш, это Лавата.
Своеобразным запевом являются слова ведущего, например: "У меня ушки хороши, а у соседа лучше!" В этом случае дети ходят хороводом, держа друг друга за уши. Каждый раз ведущий дает новое "задание", и дети берут друг друга за локти, коленки, плечи, голову и т. д. Чтобы игра состоялась, прикосновения не должны быть грубыми или болезненными для партнеров.
Во многих играх участники воспринимаются неким "единым телом", где каждый выступает продолжением другого и неотъемлемой частью общего. Например, в игре "Путаница" дети встают в круг держась за руки и, не разнимая рук, начинают различные перемещения, запутывающие начальную фигуру. Потом так же, не разнимая рук, нужно "распутаться".
Аналогичным образом построены многие народные танцы. Например, веселая танцевальная мелодия может послужить для организации "Танцевального квартета". Дети стоят в парах друг за другом по кругу четверками. В каждой четверке дети держатся за руки: одной рукой внутри в паре и другой рукой снаружи между парами.
На первую фразу четверки двигаются по кругу по часовой стрелке в такт музыке. На вторую фразу задняя пара в четверке поднимает руки, образуя "воротца", и пропускает в них на свое место первую пару. При этом задняя пара, оказавшаяся теперь впереди, перекручивается, не выпуская рук друг друга, чтобы оказаться в исходном положении.
Такого рода танцы могут послужить ориентиром в создании музыкальных игр на развитие у детей культуры тактильных взаимодействий, формирование доброжелательного отношения к окружающим. Ритмика музыкального произведения подскажет прием тактильного взаимодействия детей, характер движения, игровой сюжет.
Быструю танцевальную музыку можно использовать для веселой игры, в которой дети выполняют ритмичные движения. В такт музыке дети вслед за взрослым похлопывают себя, а затем и соседей по плечам, бокам, ногам и т. д. Затем похлопывания упорядочиваются. Направление движения идет по четырем точкам: голова - плечи - бедра - лодыжки. Сначала количество прикосновений к каждой точке равно восьми, в следующем повторении четырем, затем двум и, наконец, одному разу. Это веселое упражнение направлено не только на тактильное взаимодействие, но и на развитие координации движений.
Медленная, спокойная музыка может стать основой для игры в "Колыбельную". В начале игры дети вместе со взрослым сидят на полу (на коврике). Затем взрослый (ведущий игры) укладывает одного из детей на пол и в такт музыке мягко поглаживает его по спинке. Остальные дети присоединяются к нему, и все вместе ласково касаются, гладят выбранного в "солисты" ребенка. Постепенно ведущий укладывает еще нескольких детей, давая сигнал остальным гладить, баюкать их. На протяжении игры дети меняются ролями. В ласковых, поглаживающих прикосновениях дети обретают опыт бережных, заботливых действий по отношению друг к другу.
В культуре разных народов существуют танцы со сменой партнеров. Они могут быть рассмотрены как эффективное упражнение, тренирующее у ребенка легкость вступления в контакт с другими детьми.
Изучение психологами межличностных отношений детей показало, что в детском коллективе есть так называемые "звезды", "пренебрегаемые" и "изолированные". Причины такого разделения бывают разными. Следствие - осуществление неполноценного социального развития. Дети с высокой популярностью, "звезды", могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. "Пренебрегаемые" и "изолированные" испытывают эмоциональный голод, обиду, становятся замкнутыми, отчужденными, эгоцентричными.
Танцы-игры со сменой партнеров снимают эти барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Ребенок с заниженной самооценкой в таких танцах чувствует себя полноправным членом коллектива. Ребенок, который лидирует в группе и привык пренебрегать "тихонями" и "задирами", открывает для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.
На детском празднике можно организовать несложные танцы со сменой партнеров. Приведем несколько примеров на знакомые всем мелодии.
"Светит месяц". Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу, и держатся "лодочкой".
"Светит месяц, светит ясный" - четыре приставных шага вправо с притопом в конце фразы.
"Светит полная луна" - четыре приставных шага влево с притопом в конце фразы.
"Осветила путь-дорожку" - обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии.
"Мне до Сашина двора" - дети внешнего круга машут партнеру рукой и с поворотом вокруг себя переходят к другому партнеру по линии танца (дети во внутреннем кругу остаются на месте).
Танец повторяется несколько раз по количеству куплетов.
"Кадриль"
И.П.: дети стоят в парах по кругу лицом друг к другу. Держатся за руки в паре, образуя "лодочку" ("нос" лодочки направлен в центр круга).
Первая фраза ("Когда-то россияне"): пары в такт музыке двигаются в центр круга. Вторая фраза ("Маруси, Тани, Вани"): пары двигаются на исходную позицию. Третья и четвертая фразы ("Танцуя на гулянье, открыли новый стиль"): движения повторяются. На слова: "Окончена работа, опять пришла суббота" - партнеры обходят друг друга, опуская и поднимая согнутые в локтях руки. "И нам с тобой охота" - держась за руки, делают шаг друг к другу и шаг друг от друга; "Кадриль потанцевать" - меняются партнерами. Далее фигуры танца повторяются.
Не только народные танцы, но и весь детский фольклор можно рассматривать как коммуникативные игры-тренинги. Детский игровой фольклор является уникальным средством социального воспитания ребенка, поскольку фольклор учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности. Это своеобразная начальная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил, и способности эмоционально откликаться на состояние другого, "болеть" за партнера, формируются навыки взаимовыручки и чувство локтя, а также множество других качеств, необходимых ребенку для полноценного самоощущения в детском коллективе.
К сожалению, многие фольклорные игры теряют привлекательность для современных детей, хотя и широко внедряются в детском саду. Под руководством воспитателя дети играют в них охотно, но за стены садика не выносят. Радио, телевидение, современная музыкальная среда вытесняют фольклорные образы.
Почему бы на домашнем празднике не поиграть с детьми в старые добрые фольклорные игры? Они помогут упорядочить энергию и праздничное возбуждение собравшихся детей, направить их в мирное русло.
Существует множество фольклорных детских игр, включающих подпевание, речевое комментирование действий, различные возгласы, выкрики. Это игры -"ловишки", догонялки, командные игры-соревнования. Все они сопровождаются детским визгом и смехом - голосовым выражением переживания игрового микростресса. Громкие возгласы, сопровождающие энергичные движения, снимают голосовые зажимы, приводят к раскрепощению, к естественным формам поведения, помогают регулировать свое состояние через движение и звук.
"Челночек". Дети делятся на две команды и встают в две шеренги, лицом друг к другу, руками образуя "воротца". С началом звучания быстрой, веселой музыки первый ребенок в шеренге "челночком" пробегает через все "воротца". Когда он достигает конца шеренги, двигаться в том же порядке начинает следующий. Выигрывает команда, которая быстрее закончит перемещения.
"Паровозик". Дети делятся на две команды и встают в две шеренги, лицом друг к другу. С началом звучания быстрой, веселой музыки первый ребенок обегает всю шеренгу, возвращается на место и продолжает движение, но уже с прицепившимся сзади "вагончиком" - следующим ребенком. "Паровозик" огибает уменьшающуюся шеренгу несколько раз, пока не подцепит все "вагончики". Выигрывает команда, которая быстрее соберет весь "поезд".
"Неумоя". Дети сидят на корточках по кругу и поют песенку, хлопая ладошками в такт музыке:
На моей на лавке все сидят ребятки.
Одна - кукомоя, Лиза неумоя.
За ей ходит купчик - миленький голубчик,
Говорит: "Не бойся, Лизонька, умойся!"
В центре круга - "неумоя". Она (или он - имя можно менять по ходу игры) потягивается, зевает, потирает глаза. Войти в образ ей помогает музыкальное сопровождение, звучащее в медленном темпе. "Купчик" находится за кругом и двигается по часовой стрелке.
С последней фразой дети встают и, взявшись за руки, поднимают "воротца". Под музыку в быстром темпе "купчик" ловит "неумою", которая убегает от него через "воротца". Дети подбадривают их громкими возгласами.
Поймав "неумою", "купчик" заставляет ее "умываться" (грозит пальцем или топает ногой). Эта часть игры связана с музыкальным сопровождением в умеренном темпе, с ровным ритмическим рисунком. "Неумоя" исправляется и вслед за ведущим (им может быть взрослый) вместе со всеми детьми делает упражнения пальцевого "душа". Пальцевый "душ" - массаж лица: легкое постукивание подушечками пальцев по лицу, усиливающее кровообращение, а также оказывающее успокаивающее, расслабляющее действие. Массаж проводится в следующих направлениях: от середины лба к ушам и обратно; от подбородка к ушам и обратно; от ушей к носу; вокруг глаз.
Многие детские игры и танцы сопровождаются словами. Кульминационные моменты текста отмечены, как правило, громкими восклицаниями: "У-у-ух!", "Раз, два, три!" и т. п. С помощью таких восклицаний сбрасывается напряжение, выплескиваются избыточные эмоции, интонации голоса становятся более выразительными и естественными.
"Буги-вуги"
И.П.: дети стоят по одному в кругу, повернувшись лицом к центру круга. Танец сопровождается пением и действиями, описанными в словах:
Руку правую вперед,
А потом ее назад,
А потом опять вперед
И немного потрясти. -
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваем в круге,
Поворачиваем в круге и поем
"Буги-вуги, о кей! /Взявшись за руки, идут в центр круга./
Буги-вуги, о кей! /Возвращаются в И. П./
Буги-вуги, о кей!" /Взявшись за руки, идут в центр круга./
Мы танцуем буги-вуги и поем!" /Возвращаются в И. П./
Для взрослого, организующего игру с детьми, выразительные, эмоционально окрашенные интонации их голосов будут показателем комфортности эмоционального состояния, отсутствия внутреннего конфликта и агрессивности по отношению к другим.