Пожалуй, самое важное в этот период - укрепление доверия между родителями и малышом. Если ребенок доверяет маме и папе, ему легче говорить о своих трудностях, делиться своими переживаниями, в то же время ребенок, не испытывающий недоверия к взрослым, более успешен в освоении учебных действий и понятий, легче адаптируется к новым условиям, ему проще дается общение с педагогами и ровесниками.
Время перед школой - возможность укрепить взаимопонимание между старшими и младшими членами семьи. Лучший способ - такое времяпрепровождение, которое доставит удовольствие и тем и другим.
А потому начнем с игр, в которые можно играть вдвоем с ребенком, - с двигательных диалогов-импровизаций в паре. Они построены на невербальном взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях, тактильных ощущениях, принимаемых позах. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого. Оба участника в процессе игры или ее повторения должны побывать и в той и в другой роли. Музыкальным сопровождением могут служить любимые, как взрослым, так и ребенком, композиции в аудиозаписи. Необходимо подбирать их в соответствии с игровым образом и с тем состоянием, в которое взрослый хочет погрузить своего маленького партнера по игре (спокойствие, умиротворенность или энергичность, активность и т. д.).
"Тряпичная кукла". Взрослый и ребенок образуют пару. Один в паре изображает тряпичную куклу - мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй - играет с куклой: придумывает для нее танцевальные движения под музыку, управляет ее руками, головой, туловищем и т. д. Музыкальное сопровождение должно настраивать на веселый, шутливый лад и в то же время на ласковое, бережное отношение к своей "кукле".
В процессе игры партнеры обязательно меняются ролями, и у взрослого есть возможность продемонстрировать оригинальные творческие решения в придумывании движений для "куклы", "задать тон". Ребенок обязательно будет копировать варианты, предложенные взрослым. Характер взаимодействия с "куклой", продемонстрированный взрослым, может без слов воспитывать ребенка в духе партнерских взаимоотношений. Ведь "кукла" должна полностью положиться на своего партнера, довериться ему. Ребенок, играющий с "куклой", подражая взрослому, будет стараться не причинить ей боль, придумать для нее удобную и эстетически выигрышную позу.
Тактильные взаимодействия в этой игре создают атмосферу особой доверительности и, минуя слова, сообщают участникам игры об их доброжелательности друг к другу, готовности к поддержке и участию.
"Водитель машины". Один из играющих встает впереди с закрытыми глазами, изображая согнутыми в локтях и сцепленными руками бампер машины. Второй управляет им сзади, изображая водителя машины. Тот, кто изображает машину, не должен открывать глаза, проверяя, правильно ли ведет "водитель", то есть полностью довериться своему партнеру по игре. "Водитель" же должен вести свою "машину" аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская "аварий". Музыкальное сопровождение может настраивать "водителя" на заботливый, бережный лад, а может и провоцировать "крутые виражи" и рискованные "маневры". Важно, чтобы ситуация у "водителя" была под контролем и "машина" оказалась в целости и сохранности. В процессе игры партнеры меняются ролями.
"Бабочка и ветерок". Один из играющих - "бабочка", другой - "ветерок". "Ветерок" протягивает "бабочке" руки ладошками вверх. "Бабочка" слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.
Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором "ветерок" управляет руками-"крылышками" "бабочки". В процессе танца партнеры меняются ролями ("бабочка" открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх). Если подобрать спокойное, умиротворяющее сопровождение, игра превратится в эффективное релаксационное упражнение: мягкие, плавные движения рук прекрасно снимают напряжение и успокаивают.
"Зеркало". Один из играющих - "зеркало", а другой - "дама" или "кавалер", собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). "Зеркало" должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.
Затем включается музыкальное сопровождение и ребенку предлагается "нарисовать" звучащую музыку. Ребенок в паре импровизирует движения под музыку - рисует ее, а взрослый - "зеркало" воспроизводит движения. При этом руки "художника", воспроизводящие линии мелодии, не соприкасаются с руками своего "зеркального отражения", хотя и располагаются очень близко. Возникает эффект синхронного движения, требующий сосредоточенного внимания к партнеру. В процессе игры партнеры меняются ролями ("теперь ты - зеркало").
Играя в эту игру, можно вставать не только друг против друга, но и рядом, в одну линию. В этом случае "зеркалу" нужно боковым зрением наблюдать за партнером, предугадывая его движения, а "художнику", рисующему музыку, в своих движениях ориентироваться на партнера. В игре могут быть использованы различные предметы: газовые шарфики, надувные шарики, цветы и т. д. Предмет будет конкретизировать музыкальный образ, делать его наглядным и тем самым стимулировать двигательное фантазирование.
"Вопрос - ответ". Один из играющих жестами, движениями и принимаемыми позами "задает вопросы", а другой таким же способом на них отвечает. Каждый "ответ" начинается с движения, которым закончился "вопрос". Пластическое соло каждого ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы - сигнал смены солиста.
"Точка, точка, запятая". Играющие стоят лицом друг к другу на небольшом расстоянии. С началом звучания быстрой ритмичной музыки ведущий делает легкие похлопывающие движения руками по разным точкам своего тела: по плечам, голове, животу, коленкам, щиколоткам и т. д. (точки придумываются и меняются на ходу). Второй участник игры должен точно копировать движения ведущего. Роль ведущего передается друг другу по очереди. Учитывая быстрый темп музыки, игра оказывается прекрасным упражнением на координацию.
"Магниты". Играющие стоят друг напротив друга на близком расстоянии и прикасаются друг к другу ладошками. Между ладошками находятся "магниты": теннисные мячики, брусочки, кубики и т. п. Под плавную, спокойную музыку играющие выполняют движения руками и одновременно перемещаются медленными шагами в пространстве, приседают, совершают наклоны и т. д. Важно не уронить "магниты" и чувствовать их "притяжение", то есть приспосабливаться к движениям друг друга, предугадывать их и гибко, без слов обмениваться ролью ведущего.
В играх - двигательных диалогах эффективно развивается эмпатия, сопереживание партеру по игре, умение определять эмоции другого, подстраиваться к его ритмике, пластике, настроению. Эмпатия - важное качество, необходимое в общении. Проявляя эмпатию в общении, отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние и тем самым устанавливаем с ним активную обратную связь. Чтобы лучше понять чувства собеседника, нужно следить за выражением его лица, позой, жестами, интонацией. Этот навык вырабатывается в играх-диалогах, играх-"зеркалах", условием которых является точное копирование позы партнеров. Яркий в эмоциональном отношении, интересный для детей музыкальный образ вместе с игровой ситуацией поможет вовлечь ребенка в процесс внимательного наблюдения за позой партнера по игровому общению, подстраивания к его жестам, пластике, проникновения в его эмоциональное состояние через собственные телесные ощущения в процессе копирования движений.